О SEO простыми словами
В переводе с английского SEO (search engine optimization) – поисковая оптимизация. Она необходима для того, чтобы в поисковых системах Яндекс и Google мы ранжировались лучше и были выше конкурентов по показателю выдачи.
Оно дает нам условно «бесплатный» трафик, следовательно, и «бесплатных» клиентов.
За место в выдаче мы не платим, но поначалу на это необходимо выделить достаточно сил и средств.
Из чего состоит SEO
SEO состоит из нескольких блоков, на которые мы можем разбить все этапы работы:
1. Семантическое ядро
Семантическое ядро – это список клиентских запросов, по которым мы хотим находиться на первых местах в выдаче.
Список запросов после анализа сортируем по:
- частотности;
- важности;
- конкуренности;
- теплоте спроса.
Теплота спроса – это движение по нарастающей в воронке продаж: чем ближе к целевому действию в запросе, чем он конкретнее, тем он более “теплый”.
По разным группам товаров человек созревает дольше или быстрее. Когда он находится на разных этапах воронки продаж, он формирует запрос по-разному. Соответственно, какой-то блок будет относиться к информационному спросу («что купить, ноут или ПК»), и в выдаче будут показываться не интернет-магазины, а статьи.
В какой-то момент будет выдаваться больше магазинов. В этом случае при анализе семантического ядра смотрим не только на показатели частотности и конкурентность, но еще и на тип спроса: помимо информационного, есть еще и коммерческий. После привлечения горячих клиентов нужно продолжать утеплять остальных, то есть расширять ядро.
Мы выбираем часть запросов из семантического ядра, которые максимально широко описывают тематику нашего сайта, загружаем эту часть в специальный сервис, который отслеживает позиции в выдаче. Таким образом, мы сможем отслеживать, на какой позиции находимся по тому или иному запросу. Например, если вы находитесь на 50-м месте в выдаче Яндекс, ваша задача прийти на 3, 2 или 1 место. Для этого сайт нужно оптимизировать.
Именно так должен выглядеть итог вашей работы – после проверки позиции переходите непосредственно к оптимизации сайта. Далее подобные проверки необходимо проводить минимум раз в месяц.
2. Технические SEO-ошибки
Для устранения технических SEO-ошибок существуют специальные программы для “обхода” сайта. Такая программа «приходит» на ваш сайт, обходит все страницы, которые может найти. После этого сохраняет информацию по страницам (это могут быть мета-теги, заголовки, тексты, фото и другие параметры) в специальную таблицу, с которой затем может работать оптимизатор.
Задача технической SEO состоит в том, чтобы эти ошибки найти и устранить. Ошибки могут быть разные: отсутствие заголовков, дубли страниц, отсутствие метатегов и т.д. Одна из самых распространенных сегодня – низкая скорость загрузки сайта.
Работы проводятся как на старте, при создании сайта, так и непосредственно в процессе его эксплуатации с некоторой периодичностью. Если вы работаете над сайтом активно, могут возникать ошибки. Это абсолютно нормально, важно лишь оперативно их устранять.
3. Поведенческие факторы
Поведенческие факторы ранжирования – это комплекс метрик, которыми руководствуется поисковая система. С их помощью можно количественно измерить поведение пользователя на сайте.
Поисковые системы ранжируют нас относительно конкурентов. Если пользователь у нас ведет себя более активно, чем у конкурентов, мы растем в выдаче.
К поведенческим факторам относятся:
- показатель отказов (возврат к выдаче);
- время присутствия на сайте;
- кол-во просмотренных страниц.
4. Юзабилити
В 2022 году SEO связано с показателем юзабилити очень тесно. Если пользователю у вас на сайте удобно, он останется с вами. Соответственно, и конверсия тоже будет повышаться.
Однако есть важные технические факторы, такие как:
- скорость загрузки (в первую очередь мобильной версии);
- адаптивность (то, как отображается сайт на планшетах и мобильных устройствах).
Соответственно, чем лучше отображается сайт и чем быстрее он загружается, тем лучше для вас и пользователя.
Новые сайты должны работать быстро и открываться на мобильных устройствах без проблем, поэтому сегодня зачастую сначала разрабатывают дизайн именно мобильной версии. Для этой цели используют концепцию с соответствующим названием Mobile first, однако в первую очередь нужно исходить из потребностей целевой аудитории.
Сегодня показатели посещаемости и продаж мобильной версии сайтов уже превосходят те же показатели десктопной версии, именно поэтому очень важно обращать на это внимание.
4. Недобросовестное SEO
Некоторые агентства и фрилансеры занимаются недобросовестным SEO. Под недобросовестностью обычно понимается накрутка поведенческих факторов: для этого привлекают студентов или роботов, которые массово заходят на сайт по запросу и выполняют определенное количество необходимых действий, создавая ложную активность пользователей, которую должны заметить поисковики и поднять сайт в выдаче.
Поисковые системы могут обнаружить такие действия и наказать вплоть до бана – лишают места в поисковой выдаче на определенный срок или даже навсегда.
Также массовой покупкой ссылок могут накручивать цитируемость. Это тоже может привести к понижению позиций сайта в поисковой выдаче.
5. Аналитика
Аналитика в SEO очень важна. Что же анализируется в SEO?
- Позиции (если они растут, то мы все делаем правильно);
- Трафик (трафик на сайт должен расти пропорционально росту позиции).
- Все видимые для нас показатели сайта (в основном это поведенческие факторы: время присутствия на сайте, отказы, глубина просмотра и т.д.)
Соответственно, большая доля трафика у тех, кто выдается в поисковой системе на первой странице.
Если позиции выросли, например, с 15-й до 3-й, то и трафик тоже должен вырасти, однако это зависит от частотности семантического запроса. Частотность можно проверить с помощью специального сервиса Wordstat.
Затем на основании такого анализа по конкретным страницам сайта делаем изменения (например совершенствуем дизайн, улучшаем верстку, редактируем контент и так далее). Если у какой-либо типовой страницы высокий показатель отказа, ее нужно тщательно проанализировать. Такой анализ необходимо производить периодически.
Остались вопросы?
Объясним, починим, создадим, наладим
и научим
пользоваться
-
15 лет
директор
по маркетингу -
Член совета директоров "Гильдия маркетологов"
-
58
запущенных
проектов -
Член Жюри Silver Mercury
-
Регулярный спикер конференции
-
Преподаватель MBA курсов по Digital marketing
Игорь Краснощек